Присоединяйтесь к проекту
«Инновационный хаб Юга России»

Что такое научный акселератор?

В Москве открывается Летняя школа молодых ученых по распределенным реестрам. Это будет акселератор научных исследований — совершенно новый для России формат. Он подойдет и для аспирантов, и для кандидатов наук, и для опытных ученых, причем в любой отрасли науки. Программа поможет слушателю выбрать актуальную тему, опубликовать работу в высокорейтинговом журнале и найти финансирование для проекта.

Курс пройдет в Финансовом университете при Правительстве РФ с 17 по 30 июля 2018 года. Программа продлится 2 недели, а затем еще полгода — до следующей школы — участники будут разрабатывать свои идеи при помощи подобранных на программе менторов и трекера.
Важно, что для участников программа будет полностью бесплатна. Заявки нужно подать до 9 июля. От кандидата ждут списка публикаций или резюме, а также мотивационного письма с объяснением, почему работа автора может заинтересовать человека из другой дисциплины.

О том, зачем ученых помещать в научный акселератор, какие области исследований связаны с распределенными реестрами и как будет оцениваться результат участников, рассказали организаторы проекта, выпускники «Школы Ректоров» Московской школы управления «Сколково» — Александр Диденко, Руслан Долженко и Роман Хади.

Александр Диденко — советник при Ректорате Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, автор идеи научного акселератора.

— Как идет подготовка программы? Сколько заявок вы уже получили и кто больше всего интересуется программой?

— Сейчас уже 60-70 человек выразили интерес. Заявок пока меньше, но тоже немало: около 30 человек уже направили нам не просто заявки, а списки своих трудов и мотивационные письма. Почему так происходит, понятно: все привыкли откладывать на последний момент. При этом каждый день поступает по 2-4 новых заявки.

Много желающих пришло от Школы ректоров «Сколково», через которую я в свое время обратился ко всем нашим коллегам-выпускникам.

В планах набрать минимум 70 слушателей, которые будут разбиты на команды по 7-10 человек, каждая из которых будет работать над своим проектом. Это будут исследователи со всех регионов России.

— Как вы будете отбирать заявки?
— Нашу команду интересуют следующие параметры. Во-первых, мы хотим, чтобы школа была мультидисциплинарной, более-менее сбалансированной по дисциплинам. Нам интересно, чтобы здесь были и антропологи, и математики, и программисты, и юристы, и социологи. Во-вторых, хотелось бы, чтобы всё было на высочайшем уровне, но пока что уровень заявок можно определить как «выше среднего».

Мы назвали наш акселератор школой по распределенным реестрам для молодых ученых, но молодых ученых у нас будет, может быть, треть. В основном ученые будут, скажем так, немолодые. Будет несколько аспирантов, а остальные — зрелые ученые с публикациями и грантами. Что касается уровня, то несколько участников будет с действительно большим индексом Хирша, но в основном — с не очень высоким. Но я думаю, что это будет компенсировано их рвением и желанием как можно скорее сделать что-нибудь выдающееся в области распределенных реестров — и тем самым этот индекс Хирша себе поднять.

Многие хотят «перезагрузить» свою карьеру, и это понятно. Если человек уже встроен в систему и продуктивно работает в ней, то ему неинтересно что-либо менять. Скорее всего, в нашу школу придут люди, которые чувствуют в себе силы, имеют определенные интеллектуальные амбиции, но при этом в существующей системе каким-то образом оказались невостребованными. Мы ждем таких людей.

По большому счету, требуется только список трудов и мотивационное письмо. Потому что большинство людей отсеивается из-за неспособности написать две страницы текста, отобрать и упорядочить свои работы. При этом я не думаю, что в этом году мы будем отказывать людям, которые уже направили свои заявки.

— Кто войдет в число экспертов школы?

— Эксперты будут выступать в двух качествах. Первое — чтение расширяющих сознание лекций. Их цель — показать фронтир в определенном направлении исследований. Вторая часть экспертов будет входить в состав так называемого борда или жюри. По сценарию нашего мероприятия участники будут многократно участвовать в специфическом мозговом штурме и представлять его результаты этому жюри.

Среди экспертов будут люди, которые сделали квантовый блокчейн, будут люди, которые сделали SNARKs для Ethereum. То есть в распределенных реестрах они получили не просто хороший, качественный результат, а это действительно блестящие исследователи, которые на самом деле находятся на переднем рубеже в этой области. Будут люди из Российской академии наук, будут очень хорошие экономисты — мы стараемся привлечь экспертов достаточно высокого класса. И эти специалисты, с одной стороны, погружены в науку, а в другой стороны, вполне себе практики.

Что касается жюри, там будет несколько редакторов российских научных журналов из первого и второго квартиля Scopus. Также туда войдут специалисты, которые выдают гранты (например, эксперты РФФИ), а также те, кто помогает зарубежным университетам писать грантовые заявки.

Таким образом, мы будем говорить не только о горизонтах исследований, но и о том, как определить свой результат в какой-нибудь хороший журнал и получить под этот результат какой-нибудь грант. То есть не только о том, как выбрать себе задачу, но и о том, как информировать общественность о том, что вы эту задачу решили.

— Планируете ли вы приглашать специалистов из-за рубежа? 

— Первая школа будет русскоязычной, а следующие, возможно, на английском языке. Это было сознательное решение, потому что бюджет и способности участников должны быть в этих случаях различны. Актуальный список экспертов можно посмотреть на нашем сайте.

Руслан Долженко — доктор экономических наук, заместитель проректора по научной работе, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета, вице-президент Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами Свердловской области. В Научном акселераторе он курирует блок «Образование в экономике», исследует тему применения блокчейна в трудовых отношениях.

— Какова цель программы — диссертация или создание бизнеса? 
— Цель программы — не диссертация и не создание бизнеса, т.к. это скорее планируемое следствие наших действий. Цель программы — акселерация мышления молодых ученых, настройка их научной деятельности на актуальные запросы и бизнеса, и государства, и организаций, в которых они работают. Каждый раз, когда мы пьем воду, мы делаем это ради чего-то большего чем просто действие «выпить воду». Так и мы хотим помочь молодым ученым делать науку ради чего-то за ее пределами.

За время обучения в «Школе Ректоров» Московской школы управления «Сколково» мы пришли к выводу, что текущей логики проведения научных исследований недостаточно для решения научных задач, стоящих перед наших страной для совершения того самого прорыва. Зачастую наука реализуется ради науки: статьи пишутся, чтобы написать статью, диссертация готовится, чтобы написать диссертацию. А наша концепция состоит в том, чтобы к научной идее применить логику акселерации стартапов. Мы рассматриваем исследование как бизнес-проект с определенной спецификой и пытаемся ускорить эту деятельность, настроить ее результативность, чтобы ученые работали не просто так.

— В описании вашей программы есть слова: «Мы погружаем научный поиск в логику акселерации стартапов. Мы делаем это научно». Что это значит? В чем отличие от всех остальных программ акселерации?

— Мы делаем это научно, потому что у нас есть практика реализации акселерации, есть практика бизнеса в области ИТ-решений. Мы пришли к выводу, что нужно правильно разложить научно-исследовательскую деятельность на компоненты и к каждому виду деятельности применить определенную логику акселерации. То, что сделал Форд для производства машин на конвейере, с определенной адаптацией мы хотим применить к научному процессу.

Кроме того, в наших планах насытить деятельность молодых ученых логикой Стратегии научно-технического развития России (СНТР). Она была сформирована уже давно, но так и не проникла в сознание многих молодых ученых. Вызовы, стоящие перед страной нужно решать, а не думать, как опубликоваться в ВАК-журнале подешевле.

— В чем отличие вашей программы от традиционного научного руководства? 

Функции научного руководителя мы так же разделим. Научный руководитель — это кто? Это и ментор, и проводник, и критик, и популяризатор, и политик. Одному человеку тяжело выполнять все эти функции. Часть из них может быть оптимизирована. Например, трекинг после защиты мы хотим реализовать на специально созданной платформе, которая позволит делать это автоматически. Для популяризации науки мы затащим в нашу программу лучших спикеров-провайдеров самого актуального знания. На выходе результаты деятельности участников будут оценивать эксперты, которые смогут подхватить горячую идею нашего выпускника как блин с маминой сковородки.

— Почему вы считаете, что исследователи не способны пройти путь до защиты самостоятельно или в паре с научным руководителем?

— Исследователи смогут пройти этот путь, но когда они это сделают в рамках традиционной логики, блокчейн либо уже станет неотъемлемой частью нашей жизни, либо просто отпадет как мертвая технология. Мы считаем, что в условиях постоянного технического прогресса наука должна реализовываться быстро, ускоренными темпами. В рамках акселератора исследователи быстрее пройдут этот путь.

Кроме того, научный руководитель зачастую не заинтересован в чем-то прорывном, потому что новое — это разрушение канонов и зона дискомфорта. Зачем что-то придумывать, когда можно сделать некое подобие научно-исследовательской работы и успешно ее защитить в рамках формально действующих правил? Поэтому мы считаем, что исследователя нужно поместить в акселератор, а научный руководитель будет представлен множеством субруководителей, отвечающих отдельные направления деятельности. Это классика разделения труда, о которой Дюркгейм писал очень много лет назад. Ту же логику можно применить и для научной деятельности.

Роман Хади — директор ФГАНУ НИИ «Спецвузавтоматика» Минобрнауки России, член Общественной Палаты Ростовской области, технолог Научного акселератора. 

— Как родилась идея вашей программы — научного акселератора?

— С точки зрения науки, Россия, к сожалению, уже не впереди планеты всей — мощные технологические страны активно разрабатывают актуальную научную повестку, а мы по-прежнему частенько теряем талантливую молодежь.  В этом смысле нам очень нужны инструменты, чтобы сократить образовавшийся разрыв — вовлекать способных студентов и аспирантов в занятия наукой, а не наукообразием, формировать новую научную повестку, которая может «выстрелить».

В свое время в технологически развитых странах, где сейчас очень развито предпринимательство и инновации, ситуация была похожей на нашу: они тоже отставали от мощных, экономически развитых держав (достаточно вспомнить противостояние США и Великобритании, а затем и Китая). Но тем не менее и США, и Китай (а следующей, наверное, будет Индия) эту проблему для себя решили: те же Штаты буквально за столетие стали передовой страной в мире по технологиям и инновациям.

Мы изучали опыт этих стран, беседовали с представителями иностранных университетов и выяснили, что они сделали для этого. Они технологизировали предпринимательское мышление. Технологизировали — значит, описали, проанализировали, разложили на простые составные части, нашли узлы, которые  нужно заменить для того, чтобы обучение стало массовым, и сделали «конструктор» для обучения — то есть создали алгоритм становления предпринимателя.

Любого троечника они теперь могут научить быть предпринимателем средней руки, который уже может прокормить себя и свою семью сам, а человеку с выдающимся потенциалом они дают необходимые инструменты для его максимально эффективного развития и позволяют не тратить время на совершение множества ошибок и лишних проб.

Но если можно технологизировать предпринимательское мышление, то почему нельзя попробовать технологизировать исследовательское мышление? Именно этот тезис первым озвучил Александр Диденко, он же придумал и словосочетание «научный акселератор».

 — Каковы, например, составляющие этого алгоритма — становления ученого?

— Мы полагаем, что алгоритм становления ученого можно создать. Например, мы видим в нем такую часть работы как визионерство. Человек должен понимать область, которую он исследует, и видеть, куда нужно направить все свои усилия, чтобы достичь там научного прорыва, найти решение какой-то задачи, которая позволит ему стать известным, богатым или приобрести репутацию среди коллег. Это три основных мотиватора для любого исследователя, но ведь такое визионерство, глубина понимания и способность «предвидеть» даны не каждому. Такие визионеры, как Илон Маск или Константин Циолковский, рождаются раз в столетие.

Тем не менее, нам удалось найти простой заменитель визионерству. Мы нашли, что визионерство можно заменить таким инструментом, как «быстрый форсайт» (эту методику разработали в Агентстве стратегических инициатив). В рамках такой форсайт-сессии собираются вместе три десятка людей из разных сфер деятельности — исследователи, предприниматели и потребители, и с помощью специальных инструментов групповой работы они создают карту будущего и желаемый образ будущего, а ведь это и есть задача визионерства.

— Чем конкретно вы привлекаете потенциальных участников программы?

— Молодых исследователей мы завлекаем тем, что если раньше на исследование и написание хорошей научной работы нужно было 2-3 года, то после полугодового акселератора человек уже сможет сделать интересную публикацию. Он будет знать, как выбрать предметную область, в которой больше шансов достичь первого успеха (и потом уже более осознанно выбрать стратегию проведения исследований), как правильно выполнить научное исследование, как оформить научную публикацию, как заинтересовать индустрию и найти деньги на свой исследовательский проект. Конечно, это не волшебная таблетка, но когда ребята узнают о возможности быстро приобрести важный опыт, они хотят это попробовать, и «хайповый» ажиотаж вокруг этой истории уже начал появляться.

— Будет ли проект летней школы для молодых ученых масштабироваться?

— Да, мы к этому стремимся, и сейчас уже в нашем акселераторе есть вузы разного калибра. Конечно, не стоит ожидать, что наша программа позволит, например, не самому престижному университету публиковаться в хороших журналах Q1, но научить твердых троечников работать на четверку с минусом наш научный акселератор вполне способен. И главное, он способен сделать это массово. Поэтому мы хотим, чтобы научный акселератор стал сетевым, межвузовским, чтобы молодые ученые приобретали новые полезные связи. Создание социальных связей между участниками — это еще одна важная задача нашего акселератора.

— Планируете ли вы организовать похожие акселераторы в других сферах науки?

— Тема распределенных реестров была выбрана исходя из научных интересов автора и организаторов научного акселератора. У Александра Диденко научные интересы лежат в области финтеха, у Руслана Долженко — в области экономики, у меня — в области защиты информации. Смысловая (предметная) нагрузка у акселератора может быть любой, но только прикладной — для более сложных исследований он не подходит.

— За счет каких средств финансируется ваш научный акселератор, если для участников программа бесплатна?

— Мы сейчас пытаемся запустить программу как можно быстрее, и каждый из нас вкладывает доступные ему ресурсы. Мы всё делаем параллельно. Конечно же, мы стараемся сделать и так, чтобы не случилось ситуации «сапожника без сапог» — мы обещаем обучить молодых ребят и фандрайзингу тоже, а значит, должны показать, что и сами умеем использовать те же самые инструменты для реализации своего проекта. В этом смысле у нас уже есть и первая победа: мы выиграли Президентский грант на разработку курсов критического мышления для научного акселератора — как передового формата обучения. Кроме того, мы надеемся привлечь деньги из регионов. Нас обещает поддержать ресурсами руководитель Единого регионального центра инновационного развития Ростовской области Анна Пушенко, масштабную поддержку оказывает проректор Южного федерального университета Инна Шевченко. Так что можно считать, что первый миллион в этот проект мы уже привлекли. 

Источник: https://4science.ru/articles/Letnyaya-shkola-molodih-uchenih-po-raspred… © 4science

VK
OK
Telegram

Читайте так же:

разделитель ФИРОН
Новости

На этой неделе в МШУ Сколково прошло мега крутое обучение «Управление НКО. Лидеры социальных изменений»!

Для кого: Руководители организаций, чьи проекты вошли в ТОП-100 поддержанных ФПГ за 2022 и 2023 годы. Директор АНО «Фирон» Инна Шенгоф о мероприятии: Невероятная энергетика

Инновационный хаб, ЛНР
Новости

А мы уже активно посещаем города юга РФ для отбора проектов на конкурс в рамках «Инновационного хаба Юга России».

Первая локация: ЛНР Инноваторы из ДонГТУ (Алчевск), ФГБОУ ВО ЛГМУ им.Свт.Луки и ЛГАУ представили свои идеи и наработки. Это была настоящая питч-сессия)Приятно, что ребята в

Обложка интервью Инна Шенгоф
Новости

Вышла полная запись интервью директора АНО «Фирон» Инны Шенгоф, которое она дала РБК ТВ Юг.

Обсудили перспективы развития технологических проектов и стартапов на Юге России.От задач и трендов до инфраструктуры и существующих программ. И конечно о возможностях для инноваторов как

Обратная связь

Оставьте свои контакты, мы Вам перезвоним

Ваша форма успешно отправлена!

Свяжемся с Вами в ближайшее время.

Ваша форма успешно отправлена!

Вы добавлены в реестр проектов. В случае заинтересованности со стороны инвестора, проведении инвестиционной питч-сессии или других мероприятий мы с вами свяжемся.